Особенности богослужения.

Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных Господских праздников. Он имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в пятницу 7-й седмицы по Пасхе.

На великой вечерни "Блажен муж" не поется. По "Ныне отпущаеши...", на "Бог господь" и в конце утрени поется тропарь праздника, глас 4-й:

"Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира".

На утрени - полиелей и величание:

"Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное Вознесение".

Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен: "Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне". Евангелие от Мф.,зач. 71-е. После Евангелия поется: "Воскресение Христово видевшее..." (один раз). Канона два. Ирмосы по дважды. Тропари на 12. Каноны составлены Иоанном Дамаскиным и Иосифом Студитом. Катавасия - св. Пятидесятницы: "Божественным покровен...".

"Честнейшую" не поется, но поются припевы праздника. Первый припев: "Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца".

И хор поет ирмос: "Тя паче ума и словесе Матерь Божию в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии, единомудренно величаем".

Ко второму канону - свой припев: "Ангели восхождение Владыки зряще, ужасахуся, како со славою взятся от земли на горняя".

Во все седмичные дни попразднства до отдания праздника включительно на утреннем каноне поется катавасия - ирмосы Вознесения: "Спасителю Богу...".

На литургии - антифоны праздника. Входный стих (он же и причастный): "Взыде Бог в воскликновении. Господь во гласе трубне".

После малого входа - тропарь и кондак: "Еже от нас исполнив смотрение и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучался, но пребывая неотступный и вопия любящим Тя: Аз есмь с Вами, и никтоже на вы".

Прокимен: "Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя".

Апостол - Деяний, зач. 1-е, Евангелие - Лк., зач. 114-е.

Задостойник (и до отдания) - ирмос: "Тя паче ума и словесе Матерь Божию..." с первым припевом.

Вместо "Видехом свет истинный..." поется тропарь Вознесения. Отпуст праздника: "Иже во славе вознесыйся от нас на небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, истинный Бог наш..."[217].

Вечером в день праздника - великая вечерня. Вход с кадилом и великий прокимен: "Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори".



Во все седмичные дни попразднства (до отдания праздника включительно) на утреннем каноне - катавасия праздника Вознесения:. "Спасителю Богу...".

На Литургии, после малого входа, поется: "Приидите, поклонимся..." с праздничным припевом: "Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющия Ти: "Аллилуиа".

Во все дни от Вознесения до дня Святой Троицы в начале часов и других служб "Царю Небесный..." не читается, но после начального возгласа сразу "Святый Боже..." и прочее. В конце литургии вместо "Видехом свет истинный..." поется тропарь праздника, а в Троицкую родительскую субботу - тропарь "Глубиною мудрости...". Такая замена делается по аналогии с периодом от Пасхи до Вознесения.


0442486676606792.html
0442572945557848.html
    PR.RU™