Понятие психологической службы. Организационные модели психологических служб

Психологическая служба (ПС) – это опред. структура, деят-ть к-й направлена на оказание психологической помощи. Наиболее развита ПС в системе образования!!!

15 лет с момента появления ПС в школах России. Правительственное постановление о развитии ПС в школах в 1988 г. Сегодня во многих школах работают штатные психологи, иногда команда специалистов.

Сегодня в РФ создана ПС образования как один из компонентов системы образования. Осн. задачами службы явл.: обеспечение благоприят.условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и подростков и содействие психическому, физическому и личностному развитию на всех этапах дошкольного и школьного детства.

ПС образования объединяет в себе три аспекта решения перечисленных задач – научный, прикладной и практический, каждый из к-х требует для своего исполнения спец.подготовки.

Научный аспект предполагает методологич. и теоретич. обоснование и разработку психодиагностических, психокоррекционных и развивающих программ, средств, методов применения психологич. знаний в конкр. условиях современного образования; прикладной аспект включает психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, обоснование учебных программ, учебников, дидактических и методических материалов; практический аспект – это непоср. работа психологов в детских образовательных учреждениях: дет.садах, школах, гимназиях, интернатах, центрах ПС образования.

ПС образования РФ представляет собой единую вертикальную иерархическую структуру:

· ПС отдельных образовательных учреждений;

· Районный, городской или областной центр ПСО;

· Региональный центр ПСО;

· Отдел ПС Министерства образования.

В системе ПСО РФ работают практические психологи системы образования.-специалисты в обл. возрастной, пед. или детской практич. психологии, работающие в конкретном образовательном учреждении и являющиеся полноправными членами пед.коллектива. По административной линии они подчиняются руководителю учреждения, по проф.линии – научно-методическому центру ПСО.

Практич. психолог системы образования оказывает администрации, учителям, ученикам и родителям квалифицированную помощь в создании условий по обеспечению полноценного психического развития ребенка и подростка, что определяет основное содержание деятельности психолога. Это предполагает развитие индивидуальных способностей детей – интересов, способностей, жизненных планов, а также создание благоприятного для развития ребенка психологич. климата в общении со сверстниками и взрослыми. Эффективность деятельности психолога системы образования опред-ся уровнем его проф.подготовки, владением методами психодиагностики, психокоррекции, психопрофилактики. Важное значение для успеха деятельности имеют личностные качества: креативность, гибкость, коммуникабельность, физич. и психич. выносливость.



Психологическое консультирование и коррекция (медико-социальная сфера)

Работа в системе психолого-педагогических медико-социальных (ППМС) центров. Одна из первых сформирована с в Санкт-Петербурге. Его гл. задача – оказать комплексную помощь детям, имеющим проблемы в обучении и воспитании. Сотрудники центра – специалисты различных областей, и кроме психологов в нем работают логопеды, врачи и соц.работники. такие учреждения появились в 1994-1995, в 1998 вышло распоряжение правит-ва о их создании в России. Осн. проблема – донести инф-ю до жителей района о том, что они существуют и проф-но оказывают помощь.

Центры помогают детям младшего шк. возраста с наруш. речи – устной и письменной, с проблемами поведения, наруш. общения, повыш. тревожностью, страхами. Работа проводится разными методами: это и индивид. работа, диагн. и консультация, и групповая – арт-терапия, сказкотерапия, развитие познават. процессов и снятия тревожности.

Проблемы, с которыми сталкиваются подростки, значит. отличаются от проблем детей мл. школьного возраста. Они уже в меньшей степ.связаны с обучением, а в большей – с поведением, отнош. в семье, общением со сверстниками; нередко это зависимое, кризисное поведение, профилактика правонарушений. Еще одна из задач центра – консультация школьных психологов и детей в тех образоват. учреждениях, где школьного психолога по каким-то причинам нет.



Медико-психологическое и социально-психологическое консультирование, коррекция последствий посттравматического стрессового расстройства

Этот вид деятельности осуществляется в чрезвычайной ситуации. Служба ЧС в нашей стране возникла совсем недавно, но сегодня в ее составе работают проф.психологи. кроме центров психологич. помощи МЧС существуют и центры психологич. помощи и реабилитации в военных округах.

После Чернобылевской аварии 1986 российские психологи начали исследования и практич. работу с последствиями посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Много лет назад во время землетрясения в Спитаке 1988 с жертвами и людьми, потерявшими близких, работали все психологи Армении, их тогда консультировали французские специалисты, и основное усилие было направлено на то, чтобы вывести из шокового состояния детей младшего школьного возраста, переживших землетрясение и потерявших родителей. Группа психологов МЧС оказывала необходимую помощь родственникам моряков, погибших в результате катастрофы подводной лодки «Курск», жертвам взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске.

В работе с родственниками погибших психологам приходится сталкиваться с одним из самых сложных для коррекции состоянием – сильного горя, вызванного потерей близких людей.

Очевидны изменения к лучшему. Психологич. поддержка после террористического акта в Беслане 2004 была оказана полномасштабно и на высоком проф.уровне. Было также заметно, что и журналисты, ведущие репортажи с места событий, были значит. более сдержанными, чем в предыдущие годы, чаще обращались к советам и рекомендациям психологов, выступавшим по многим каналам телевидения.

В этом же вопросе можно упомянуть о наличии различных сообществ психологов (ассоциаций, центров и т.д.)


0442021970674495.html
0442059512036327.html
    PR.RU™