Раздел 2. Тема ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЁНКА

В 1995г. наФедеральном уровене был представлен Национальный план действий в интересах детей. Как указано в данном документе, необходимость реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции РФ и международными обязательствами, а также конкретные проблемы положения детей обусловили выбор в качестве приоритетных следующих направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации: 1) укрепление правовой защиты детства; 2) поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; 3) обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; 4) улучшение питания детей; 5) обеспечение воспитания, образования и развития детей; 6) поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

Каждое из направлений представлено в следующих аспектах: обобщенная оценка состояния проблемы; обобщенная оценка государственных мер с точки зрения их достаточности; цели, задачи и необходимые меры. Практическая реализация осуществлялась на основе принятия законодательных и правовых актов, разработки и реализации федеральных целевых программ, ежегодных планов действий федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Другими программными документами стали Президентские федеральные программы "Дети России" и "Молодежь России".

Программа "Дети России", состоящая из целевых программ "Дети Севера", "Дети-сироты", "Дети Чернобыля", "Дети-инвалиды", "Планирование семьи", "Развитие индустрии детского питания", "Одаренные дети", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", "Безопасное материнство", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Организация летнего отдыха", была впервые разработана как комплексная социальная программав 1993 году. В 1994 году Программа получает статус президентской, что предполагает непосредственный патронаж Президента РФ. Будучи федеральной, программа вносится в государственный бюджет отдельной строкой. Её цель - создание условий для нормального развития детей, обеспечения их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований. Структура каждой целевой программы включает характеристику проблемы, цели и задачи программы, основные направления реализации и оценку эффективности реализации программы.



Программа "Дети-инвалиды" направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями

здоровья и семей, в которых они воспитываются, создание условий для независимой жизни этой части населения, решение медико-социальных, социально-экономических и нравственных проблем детей-инвалидов и их родителей, вопросов профилактики детской инвалидности, создание системы реабилитации, организации, разработки и выпуска изделий, необходимых для нормальной жизнедеятельности и адаптации в обществе.

Программа "Дети-сироты"включает комплекс мер по созданию наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке; предупреждению причин появления социального сиротства, развитию форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социально-экономическому обеспечению детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, развитию базы этих учреждений, совершенствованию медицинского обеспечения сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" включает ряд мер, направленных на формирование предпосылок к стабилизации, а в дальнейшем - к снижению числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; повышение эффективности работы с дезадаптированными детьми и подростками, несовершеннолетними, совершающими противоправные действия; совершенствование государственной системы профилактики безнадзорности и предупреждения правонарушений несовершеннолетних.



Программа "Одаренные дети" объединяет меры по осуществлению разработки концепции психолого-педагогических основ одаренности, выявлению и обучению одаренных и талантливых детей и подростков; формированию федерального банка данных по различным направлениям работы с одаренными детьми; подготовке программно-методических документов и пособий для учителей, воспитателей, работающих с одаренными детьми и их родителями; укрепление материально-технической базы организаций, работающих с одаренными детьми.

Впервые программа "Молодежь России"была принята в 1994году. Она была направлена на формирование условий и гарантий для становления личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив. В 1998 году Программа приобретает статус президентской. По структуре программа разделена на отдельные целевые программы, объединенные в направления:

1) формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи); 2) решение социально-экономических проблем молодежи (жилищной проблемы; поддержка молодой семьи; содействие молодежному предпринимательству; решение вопросов занятости молодежи); 3) интеллектуальное и физическое развитие молодежи; 4) социальная поддержка и защита молодежи (правовая защита и социальная адаптация молодежи; формирование и развитие системы клубов и социальных служб для молодежи; развитие системы молодежного, детского и семейного отдыха). Специфика данной программы и всей государственной молодежной политики заключается в том, что она содержит инновационный аспект, опирающийся на трудовой и творческий потенциал молодого поколения.

Очередным этапом становления нормативно-правовой базы защиты детства стало принятие в 1998 году федерального закона РФ"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", объединившего ранее разрозненные положения в единый свод законоположений. В качестве основных приоритетов государственной заботы о детях названы: а) подготовка детей к полноценной жизни в обществе; б) развитие у детей общественно-значимой и творческой активности; в) воспитание у детей высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. В законе обозначены основные направления и организационные основы гарантий прав ребенка и разрешения споров при исполнении закона, показана роль каждого звена государственной структуры в обеспечении ведущих гарантий.

Ст. 9. раскрывает «Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания»:

- при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка;

- администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций. Указанные общественные объединения (организации) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях. Администрация образовательных учреждений может заключать с органами общественной самодеятельности договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка;

- обучающиеся вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы. Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством РФ требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

В местах, доступных для детей и родителей, вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

Логическим продолжением законотворческой деятельности в интересах детства стала разработка другого федерального закона – "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (1999). В законе уточнены основные понятия (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, безнадзорный, беспризорный, несовершеннолетний; семья, находящиеся в социально опасном положении), определены категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также задачи и субъекты профилактической работы, обозначен круг полномочий последних:

безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия;

семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждения совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихявляются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Принципы: законность, демократизм, гуманное обращение с несовершеннолетними, поддержка семьи и взаимодействия с ней, индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

1 июня 2012 г. указом Президента РФ утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017гг, реализацию которой предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:

Вспомогательный материал 3

РАЗДЕЛ 2 . Тема: Международные источники образовательного права (нормативно-правовового обеспечения образования)

1. Документы ООН об образовании.

2. Источники международного права по вопросам образования, устанавливаемые региональными международными сообществами.

3 Интернационализация образования: Болонский процесс.


0441194936402959.html
0441223565108225.html
    PR.RU™